www.childtohome.ru

This page require Adobe Flash 9.0 (or higher) plug in.

Проблема усыновления

Детей усыновляют пары, не имеющие детей по разным причинам (бесплодие, имеющие неизлечимую болезнь, угроза гибели матери, возрастные ограничения и т.д.), пары, имеющие своих детей, гомосексуальные пары, одинокие женщины и мужчины.

В любом случае пара или человек, решающиеся усыновить ребенка, проходят длительный и травматический опыт. Это длительное и, как правило, дорогостоящее лечение; надежды и разочарования; непонимание и непринятие в обществе; боязнь осуждения. А так же это разрешение внутреннего конфликта перед принятием решения об усыновлении чужого ребенка. После принятия решения начинаются тяжелая и долгая процедура усыновления, что тоже сказывается на приемных родителях.

 

 

Мотивы усыновления могут быть разными, но их можно разделить на сознательные и неосознаваемые или бессознательные. К осознаваемым можно отнести такие мотивы, как желание сделать добро; стать нужным, любимым кем-то; желание передать по наследству ремесло, богатство, фамилию; потребность отдавать свою любовь и заботитсяа так же более социальные – получить нужный статус, получать деньги или другие материальные благи и т.д. К неосознаваемым можно отнести желание заполнить ощущение внутренней пустоты; заменить ребенком потерю любимого человека; осуществить через ребенка свои нарциссические устремления; боязнь остаться в одиночестве и т.д. Бессознательные мотивы всегда сугубо индивидуальны и именно они являются движущей силой в принятии решения. Все мотивы условно можно разделить на три группы:

1. потребность отдавать

2. потребность брать

3. потребность восполнить потерю

Эти мотивы являются определяющими характер отношений в семье, и они являются фактором формирования личности ребенка.

Еще одним фактором, определяющим отношения в семье, чувство идентичности и личность ребенка, является знание ребенка о том, что его усыновили. В Законе об усыновлении говориться, об обязательстве всех органов и организаций, имеющих отношение к усыновлению не сообщать никаких данных об усыновлении биологическим родителям, которые от ребенка отказались или лишены родительских прав и другим лицам, но речь не идет о тайне для ребенка. Ребенок имеет право знать всю информацию о своих приемных родителях и нужно учитывать, что у ребенка есть своя история, свои истоки и его жизнь не началась в момент усыновления.

Вопрос, волнующий всех приемных родителей – это вопрос говорить или не говорить ребенку правду, как ее сказать и когда. Каждый родитель решает для себя говорить или нет ребенку об усыновлении, но нужно помнить, что существует телесная память, которая работает на бессознательном уровне. Ведь ребенок провел 9 месяцев в утробе своей биологической матери, потом родился и возможно провел какое-то время после рождения с ней. Вот пример, который хорошо показывает такую память: женщина была оставлена в роддоме, а в возрасте нескольких недель ее удочерила семья. С самого раннего возраста ее мучает один и тот же кошмар, который она хочет понять: она одна, стоит около магазина, или около школы или где-то еще и ждет. Она не знает, кого и почему она ждет, но ждет, ждет, но никто не приходит. Итак, женщина встречается со своей биологической матерью, которая со слезами рассказывает ей свою историю, как она родила в возрасте 18 лет, без мужа, что жила в деревне, у нее не было работы, денег и возможностей растить дочь, поэтому она решила, что для девочки будет лучше, если кто-то другой будет ее воспитывать. Она оставила ее, но в течение 4-х недель мать приезжала к девочке и персонал разрешал ей брать малышку на руки, общаться с ней. Уходя, мать всегда обещала дочке, что приедет в следующие выходные. Но однажды она не смогла приехать, а когда приехала, девочку уже забрали… А девочка ждала всю жизнь и не понимала, кого и почему она ждет. (www.psy-alfa.ru/ArticleView.aspx?articleid=113)

Кроме этого в младенчестве, согласно Э.Эриксону, у ребенка происходит   формирование   базового чувства доверия к окружающим, к миру (позитивный вариант развития) либо изначального недоверия, изолированности, сопровождающихся ощущением "отлученности", "разделения", "брошенности" (негативный вариант). По мнению Эриксона, в более позднем возрасте это может привести к клиническим последствиям и развитию страхов.

Итак, ребенок может случайно узнать о факте его усыновления, ему могут сказать родители или он может знать об этом на чувственном уровне. Так же почти каждый ребенок задается вопросом кровного родства с родителями. Здесь оказывается важным не только сказать ребенку правду, но и разговаривать с ним об этом, в противном случае ребенок начинает фантазировать на эту тему, и в его фантазиях он всегда будет обвинять себя. Ребенок будет считать себя брошенным и отвергнутым, потому, что он «не такой» и плохой. Замалчивание и избегание этой темы означает отрицание или непризнание реальности, уход от проблемы. Такое замалчивание и избегание может быть травматическим и патогенным для всей психической жизни ребенка и его развития. Демонстративным является следующий пример из жизни: Приемная девочка 4-х лет, знавшая о том, что ее удочерили, однажды перед сном заплакала и сказала маме, что скучает по своей родной маме. Мама ей ответила, что это невозможно, так как родную маму она не может помнить, ее удочерили в 2 месяца. Девочка перестает плакать, но в течение последующих дней ее поведение меняется, она становится капризной, непослушной. Мама задумывается и понимает, что была неправа и решает поговорить с дочерью. Она говорит малышке, что на самом деле обманула ее, была неправа, ведь девочка 9 месяцев прожила в животе у родной мамы и потом еще 2 месяца с ней вместе, поэтому она, конечно, может помнить и скучать по ней. Обе плакали, но на утро поведение девочки стало обычным. Через несколько дней она сказала маме: «Ты знаешь, я теперь совсем не так скучаю, когда думаю о моей родной маме. И я поняла, что это по тебе я скучала, когда была у нее в животе!» (www.psy-alfa.ru/ArticleView.aspx?articleid=113).

Не только ребенок оказывается лишенным должной заботы в первые дни, недели, месяцы жизни, лишенным некой «подготовки» к жизни в семье, но и родители лишены возможности почувствовать и привыкнуть к грядущим изменениям в их жизни. Нет 9 месяцев вынашивания, процесса родов, вскармливания грудью и многого другого. В этом смысле обе стороны переживают трудности и кризис. Когда ребенок появляется в семье это позитивные чувства, гордость и часто эйфория, но через какое-то время родители и ребенок сталкиваются с реальностью. С тем, что ребенок имеет свои особенности, проблемы и для родителя это не только праздник, но по большей части будни, которые несут в себе правила, обязанности, сложности, с которыми необходимо справляться. Кроме этого родители, так же как и ребенок могут испытывать не только радость, благодарность, любовь, но и гнев, неприязнь, страх. И такое смешение или чередование чувств тоже является фактором возникновения внутриличностного конфликта, который может быть травматачным как для родителя, так и для ребенка.

Таким образом, роль генетических факторов оценивается слишком высоко, а роль психологических факторов недооценивается. Не учитывается роль травматического опыта ребенка, оставшегося без родителей или никогда не знавшего их; недостаточная забота; травматизм жизни в приюте или детском доме; недооценивается сложность принятия решения об усыновлении родителей, их, часто, травматичный опыт до принятия такого решения; роль социального давления как на родителей, так и на ребенка.

Для каждой семьи есть и другие психологические трудности, которые предшествуют усыновлению и сопровождают родителей и детей какое-то время, а иногда и очень долгое время. На стадии принятия решения об усыновлении и самого усыновления не решаются все трудности, как считают многие (усыновить ребенка – спасти жизнь; усыновить – помочь ребенку вырасти в нормальных условиях и т.д.). В тот момент, когда ребенок попадает в семью, но еще не становится ее членом, возникают тяжелые переживания, эмоции, трудности налаживания контакта с ребенком, установление доверительных отношений и любви.

Первым этапом установления отношений между родителями и ребенком является знакомство. Это либо держание ребенка на руках в роддоме, общение с ребенком в приюте или детском доме или иная форма общения во время принятия решения или процесса усыновления. На этом этапе происходит узнавание друг друга, формируется привычка. Родители утверждаются в своем решении, а ребенок получает заботу и тепло, которое ему становится необходимо. Появление в семье ребенка умиляет, радует родителей, ему симпатизируют; ребенок тоже радуется заботе и удовлетворению своих потребностей в ласке и безопасности, но чаще всего это еще не любовь. Этот этап можно назвать этапом взаимной симпатии и радости. Здесь формируется первичная привязанность друг к другу, устанавливается эмоциональный контакт и происходит привыкание. Третьим этапом становится притирка друг к другу. На этом этапе родители наблюдают за ребенком, начинают замечать трудности, видеть недостатки, испытывать не только позитивные эмоции; ребенок так же может испытывать страх, неприязнь, может ощущать себя брошенным. Родители и ребенок начинают адаптироваться в новых условиях жизни, и эта адаптация часто сопровождается негативными эмоциями, психическим напряжением и трудностями решения текущих проблем. Следующий этап зависит от разрешения предыдущего. Здесь формируются представления у ребенке о родителях и у родителей о ребенке. Формируется принятие или непринятие друг друга, а так же формируется или не формируется доверительное отношение.

Ребенок, попадая в приемную семью, не зависимо от возраста, уже имеет опыт предательства и брошенности. У приемного ребенка тяжелее происходит формирование привязанности и принадлежности к семье. Ведь он первые дни, месяцы или годы провел с большим количеством чужих людей, ни один из которых для него не был матерью или отцом. И ребенок может не знать что такое доверительные, теплые отношения, конечно ребенок будет вести себя так, как он привык в детском доме.

Приемные родители часто не имеют опыт общения и ухода за ребенком. Если это первый ребенок в семье, то родители сталкиваются с тем, что нужно перепланировать свой день и находится много времени вместе с ребенком, так же нельзя забывать о том, что появление ребенка связано с дополнительными обязанностями, которые нельзя отложить. Для родителей, которые не имели такого опыта, это становится довольно трудной, а иногда болезненной задачей, которая часто связана с отказом от привычного распорядка и любимых занятий. Беременность в своем роде является подготовкой к такому изменению, как появления нового члена семьи. Ведь во время беременности уже меняется привычный распорядок дня и появляется осознание того, что будут и другие изменения.

Часто усыновляют ребенка уже имея детей в семье. Тогда родители могут столкнуться с другими трудностями, они будут связаны с принятием нового ребенка в семью, формированием отношений в семье и часто, особенно, если приемный ребенок старше одного или нескольких родных детей, могут быть трудности установления иерархии между детьми. Ведь ребенок всегда болезненно переносит такого рода изменения в семье, а значит, может проявлять разные эмоциональные и поведенческие реакции. Что естественно отражается и на приемном ребенке и на семье в целом.

Ребенка так же могут усыновить родители с целью замещения утраченного человека, чаще это замещение умершего своего ребенка. Здесь опасность заключается в том, что приемный ребенок воспринимается как утраченный и наделяется его чертами и особенностями. Если же ребенок не соответствует этим представлениям, то он может вызывать отторжение и отвергаться родителями. Другой проблемой в таком случае может стать гиперопека и чрезмерный контроль ребенка.

В любом случае усыновление ребенка связанно с определенными трудностями, проблемами и страхами. Если задуматься, то тоже самое можно сказать и про решение завести своих детей. В любом случае решение завести ребенка, будь то усыновление или рождение своего, должно быть обдуманным. Ведь ребенок это маленький человек со своими чувствами, мыслями, эмоциями для него жизнь только начинается и чье-то необдуманное решение или предательство и отказ от него наносит ребенку травму, которая влияет на формирование его личности. Нельзя забывать, что приемный ребенок уже имеет такую травму.

В любом случае, перед тем как усыновить ребенка нужно понять, что это не просто желание и импульс, а осознанное решение, которое предполагает готовность взять на себя эту ответственность. Таким образом, нужно подготовить членов семьи и, если есть, детей, к тому, что в семье появится еще один ее член. Так же нужно познакомиться с будущим усыновленным ребенком, дать ему привыкнуть к новым родителям. Может быть, говорить с ним, даже если он совсем маленький о том, что он скоро будет жить в семье, что его заберут, ведь такие разговоры не только дают какое-то представление о будущем ребенку, они так же помогают понять будущее и родителям.

Процесс усыновления довольно долгий и сложный, но это время дает возможность приходить и общаться с ребенком, узнавать друг друга и привыкать друг к другу.

Нужно помнить, что усыновление ребенка – это не право, а привилегия, которую дает людям общество.

Феткулова И.А (с) Источник

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
 

.